Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей дошкольного возраста

Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании

детей дошкольного возраста

 

 

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития. Наиболее значительный вклад в развитие представлений об игре ребенка, безусловно, внёс Л.С. Выготский (1956). Он заложил основу для дальнейшего ее изучения как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях его учеников и последователей (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.).

Игра - важное средство самовыражения детей, проба их сил, социально - педагогическая форма детской жизни,  это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. И важная роль в этом принадлежит сюжетно-ролевой игре.

Так, Д.Б. Эльконин, проанализировав структуру сюжетно-ролевой игры, выделил  такую важную единицу игры, как роль, которую берет на себя ребенок. Это основной стержень сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи мимике, пантомимике.  В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Следующим компонентом игры он определил правила. Результатом игры являются глубокие представления дошкольников о жизни и профессиональной деятельности людей. Выбор игровых сюжетов должен представлять интерес для детей, учитывать их возрастные и интеллектуальные возможности, эмоциональное состояние. В игре происходит формирование основных психических процессов и свойств личности.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов  - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и педагогов  -   Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и др.

Непреходящее значение сюжетно-ролевой игры, ее глубинная, основная функция, по мнению многих отечественных психологов (А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Л.Ф. Обухова, А.В. Черкесов, Н.В. Королева и др.), состоит в том, что, играя, ребенок знакомится с доселе неведомым миром взрослых, социальным миром. В сюжетно-ролевой игре дети осваивают самые «общие смыслы человеческой деятельности», приоткрывает для себя мотивационную сферу поведения взрослых.

 

 

Рассмотрим основные особенности сюжетно-ролевой игры:

 

1.     Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и взрослого и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее.

 

2.      Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пи кА, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать. – это пойти в школу.

 

3.     В сюжетной игре идет эмоциональной развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. И здесь игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

 

4.     В ходе игры происходит эмоциональной развитие. дошкольника. Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. Некоторые игры продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

 

5.     В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

 

6.     Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

 

 Важнейшими показателями, влияющими на результативность игровой деятельности детей, являются условия организации. Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно быть направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества.

По мнению Т.И. Бабаевой педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя представляет собой сложный механизм естественной помощи ребенку. Оно включает как непосредственное игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребенка, изучение  возможностей его развития.

Понятию педагогическое сопровождение созвучно понятие – педагогическая поддержка. Поддерживать можно лишь то, что уже имеется, но на недостаточном уровне, т.е. по мнению О. Газман поддерживается развитие самостоятельности человека.

Как только у ребенка возникает желание приобщиться к чему-то – у него появляются трудности, тогда вступает в силу педагогическая поддержка.

По мнению О. Газман, предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов.

Игровую деятельность детей дошкольного возраста необходимо организовывать с учетом дифференцированного подхода к детям, их интересов, потребностей и возможностей. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов.

Для нас важным является положение о том, что для развития их субъектной позиции, стимуляции творческой активности детей необходимо:

·         самостоятельный выбор детьми замысла, средств, партнеров для игры

·         обеспечение благоприятной атмосферы, что способствует проявлению  гибкости и оригинальности

·         обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности

·         поощрение высказывания оригинальных идей

·         использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

 

Дети не могут рассматриваться как пассивные исполнители воли педагогов.  Значимым для развития дошкольников является их участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками в форме сотрудничества. Ориентация педагогики в последнее десятилетие на ребенка-субъекта деятельности представляет собой перспективную тенденцию развития как процесса взаимосвязи и взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Проявить себя, как личность ребенок сможет только как субъект деятельности. Но развивает не столько деятельность, а та позиция, которую занимает ребенок в той или иной ситуации, т.е. субъектная позиция (М.В. Крулехт).

М.В. Шадрова, под субъектной позицией ребенка понимает его внутреннюю волевую позицию, основанную на системе ценностных отношений к миру, к другим людям, самому себе, позволяющую ему сознательно, ответственно свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы.

По мнению автора, субъектную позицию ребенка характеризует совокупность целей и ценностей, осознанно и ответственно реализуемых им в различных ситуациях и способах деятельности и общения с другими людьми. Такое понимание сущности субъектной позиции ребенка позволяет выделить следующие ее компоненты:

1)     мотивационно-ценностный (ценностно-мотивированный характер мотивации жизнедеятельности, целеполагание);

 

2)     волевой (способность к саморегуляции, к преодолению препятствий);

 

3)     деятельностный (активность, инициативность, ответственность);

 

4)     рефлективность (самооценка и оценка окружающей действительности).

 

Субъектная позиция ребенка в сюжетно-ролевой игре представляет собой целостное новообразование, характеризующее новую ступень его социокультурного развития (О.В. Солнцева). Такая позиция обеспечивает активность, самостоятельность и творчество ребенка в игровой деятельности: в реализации игровых замыслов, игровых ролей, социального взаимодействия, конструировании игрового пространства, в выборе способов игрового самовыражения и самореализации.

Таким образом, качествами, характеризующими ребёнка как субъекта детской деятельности, а в частности сюжетно-ролевой игре, являются:

- способность ребёнка к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности;

 

- умение мобильно оперировать известными способами осуществления деятельности;

 

- умение осуществлять деятельность в изменённых условиях;

 

- умение выходить за пределы заданной ситуации;

 

- умение осуществлять творческое варьирование в деятельности;

 

- умение прогнозировать результаты своей деятельности.

 

 

Итак, сюжетно-ролевая игра – именно та деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, ставят себя в положение взрослого, в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Принимая на себя какую-либо роль (а во всякой роли заключены определенные правила поведения), стремясь ей соответствовать, реализуя роль с помощью игровых действий, выстраивая задаваемые ролью взаимоотношения с партнерами – словом, в игровой форме воспроизводя отношения, существующие в мире взрослых, ребенок приобретает столь необходимый ему опыт ориентации в социуме. В этом смысле сюжетно-ролевая игра есть деятельностное удовлетворение ребенком насущной потребности понимать окружающий социальный мир, мотивы и смыслы поведения взрослых, понимать, для того чтобы получить признание со стороны взрослого, действовать совместно с ним. А это не что иное как субъектная позиция ребенка.